История

1918
1922
1928
1929
1930
1931
1932
1933
1935
1937
1938
1940
1941
1942
1943
1944
1948
1950
1954
1955
1955
1956
1957
1958
1962
1964
1966
1968
1971
1972
1975
1979
1990
1993
1994
1997
1999
2002
2005
2009
2011
2012
2014
2015
2017
2018
2021
1918 г, первое здание ВНИИЖТа на Гороховской улице
День рождения ВНИИЖТа

1912 - в Петербурге при Инженерном Совете МПС организовано учреждение под названием «Опыты над типами паровозов». Во главе его был член Инженерного Совета, профессор Ю.В. Ломоносов - главный руководитель опытов над типами паровозов (Результаты, проводимых в ней тягово-теплотехнических исследований на действующих линиях явились обоснованием заказа в США в 1915 г. паровозов Decapod серии Е).

К 1917 г. Конторой опытов испытаны основные серии паровозов, работавших в то время на русских железных дорогах, изданы их паспорта, начаты испытания паровозного топлива, разработаны основы тяговых расчетов в виде наглядных и точных приемов приложения опытных данных к задачам повседневной практики. (В марте 1918 г. Контора опытов была эвакуирована в составе НКПС в Москву).

1918 - постановлением Коллегии Народного комиссариата путей сообщения 18 апреля 1918 г. на базе Конторы опытов учрежден Первый отраслевой исследовательский центр - Экспериментальный институт путей сообщения. Главной задачей нового института было проведение исследований и испытаний железнодорожной техники с целью улучшения ее конструкции. Институт располагался на Гороховой улице (ныне ул. Казакова, 8).


Создана первая исследовательская лаборатория по дальней связи
Комиссия по тормозным системам
Образованна экспертная комиссия Коллегии НКПС для общего руководства и направления работ по тормозным системам. (В начале 30-х г. В.Ф. Егорченко с группой ученых проводит значительную научно-исследовательскую работу, результатами которой явились труды НИИЖТ за 1938 г. «Тормозные исследования НИИЖТ». Эти исследования послужили основой для Правил тяговых расчетов)
Разделение
Вследствие решения проблем реконструкции транспорта Научно технический комитет (НКПС) разделен на шесть отраслевых институтов, в том числе НИИ Реконструкции тяги, НИИ Реконструкции Пути, НИИ Транспортной Электротехники.
Новые
подразделения
Организован НИИ сигнализации, связи и электрификации (В 1935 г. НИИ сигнализации, связи и электрификации вошел в состав НИИЖТА в качестве отделения).

В Институте реконструкции тяги организован вагонный сектор.
Создание сектора сварки

В институте в составе отделения металлов создан сектор сварки (в 1948 г. он был выделен в отдельное подразделение - отделение сварки).

Крупнейшее техническое достижение

Создано первое в мире Экспериментального железнодорожное кольцо – уникальное сооружение, ставшее с временем крупнейшей экспериментальной базой института. Руководил строительством профессор Н.И. Белоконь.

Первым объектом испытаний на ЭК стал паровоз ЭМО710-53.

Также в институте создан Опытный завод, на котором изготавливали экспериментальные образцы новой техники и лабораторного оборудования под руководством Р.В. Шнейдермана.

Испытан первый тепловоз Э
Испытан первый тепловоз ЭЭЛ под руководством Т.Н. Хохлова.

Был организован Центральный вагонный научно-исследовательский институт НКПС; здесь впервые начали проводить испытания по определению прочности и ходовых качеств вагонов, используя специальный вагон-лабораторию. В 1935 НКПС вошел в состав ВНИИЖТа.
Первые испытания электровозов

Первые испытания электровозов — испытаны электровозы постоянного тока ВЛ19-17 и С11-18

Созданы два крупных научно-исследовательских центра: НИИ железнодорожного транспорта (НИИЖТ) вблизи станции Москва-3 – под руководством профессора В.Н. Образцова, и НИИ пути и строительства (НИИПС) в Бескудниково – под руководством А.А. Лазаревского.

Уникальная разработка

На базе производственных мастерских при исследовательских лабораториях института, существовавших еще с 1932 г., приказом НКПС образован Опытный завод, задачами которого являлись обслуживание лабораторий института, ремонт и изготовление для них приборов и агрегатов, опытных образцов, выполнение заказов Управлений НКПС.

Крупные разработки института того периода: первая советская автосцепка, магнитный дефектоскоп, устройства контактной сети и токоприемников для электрифицированных участков железных дорог. И первая советская авторегулировка, макет которой, изготовленный на Опытном заводе в 1937 г. на Всемирной выставке в Париже получил высшую оценку - диплом Гран При.


Работа в 30-х гг.

В начале 30-х г. Институт проводил тщательные всесторонние исследования в области электрификации ж.д., продолжались исследования в области совершенствования электрической тяги и разработки технических основ их эксплуатации. Проводились исследования различных типов подвесок и методов их расчета

В 1938 году в институтах НКПС организованны группы по изучению динамики подвижного состава.

Два научных центра разделены на 6 НИИ

Из НИИЖТа выделились институты паровозо-вагонного хозяйства и энергетики; связи, СЦБ и электрификации; движения и грузовой работы. НИИПС разделён на путейскую и строительную части. Образован НИИ экономики и финансов.

Эвакуация и объединение

Отраслевые институты эвакуированы в Ташкент, где 1 января 1942 г. объединены в единый ЦНИИ под руководством видного ученого в области изысканий, проектирования и строительства ж.д.  А.В. Горинова (В апреле 1943 г. институт возвратился в Москву из эвакуации).

Выходит научный журнал «Вестник ВНИИЖТ»

Создан редакционно-издательский отдел, который занимается выпуском научных трудов сотрудников института, подготавливает к изданию материалы проходящих в нем симпозиумов и конференций.

Создание Опытного полигона ЦНИИ на Бескудниковской ветке для исследования верхнего строения пути, искусственных и гражданских сооружений


Новая система автоблокировки
По приказу НКПС в институт подготовил предложения по устранению недостатка систем автоблокировки. Ученые А.М. Брылеев и Н.М. Фонарев в короткие сроки разработали и испытали в лабораторных условиях новую систему автоблокировки
Открыта аспирантура
В ЦНИИ НКПС открыта аспирантура для подготовки научных кадров, необходимых для восстановления и дальнейшего развития железнодорожного транспорта
Переход на прогрессивные виды локомотивной тяги

В связи с переходом на прогрессивные виды локомотивной тяги начинают работать отделения электрификации и тепловозное.

Был создан автостоп с точечной передачей информации на локомотив (к. техн. н. А.А. Танцюра).

В институте образовано отделение охраны труда
Переход в новое Министерство транспортного строительства

Институт вошел в состав Министерства транспортного строительства специалистов по проектированию и строительству железных дорог.

Образовано отделение организации и механизации путевых работ.

Создана Система трехзначной точечной АЛС с автостопом.

Образование ПКБ
Принято решение об организации в ЦНИИ МПС Проектно-конструкторского бюро с целью создания испытательных стендов для научно-исследовательских работ института и образцов новой техники для нужд ж.д. транспорта.
Конструкторское бюро по путевым машинам
Образовано конструкторское бюро по путевым машинам, которое многие годы возглавлял В.И.Платов.
Лаборатория средств индивидуальной защиты
Образована лаборатория средств индивидуальной защиты под руководством к.техн. н. М.Ц.Бренера
Создано Уральское отделение
В городе Свердловске для осуществления комплексной технической политики на железных дорогах Урала и Сибири создано Уральское отделение ЦНИИ.
Создание новых отделений

Во ВНИИЖТе создано отделение по применению полимерных материалов на ж.д. транспорте.

В 1958 году в институте организовано специальное отделение вычислительной техники, и тем самым, положено начало разработке и внедрению новейших технологий, повышающих эффективность работы железнодорожного транспорта.


Отделение комплексных испытаний и взаимодействия пути

Создано отделение комплексных испытаний и взаимодействия пути и подвижного состава. Организатором и первым руководителем отделения был доктор техн. наук М.Ф. Вериго. Результаты исследований способствовали внедрению скоростного и высокоскоростного движения, повышению пропускной и провозной способности отечественных железных дорог.

Сигнальный жилет
Впервые был разработан сигнальный жилет, получивший широкое распространение на железнодорожном транспорте и в других отраслях (В.Н. Котельников, З.Н. Исакова, Е.Д. Макарова).
Орден Трудового Красного Знамени

Указом Президиума Верховного Совета СССР за успешное выполнение научно-исследовательских работ по созданию новой техники и технологии на ж.д. транспорте, повышению скоростей движения поездов, качества подвижного состава и пути институт награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Cкоростной испытательный полигон

В связи с ростом скоростей движения на железных дорогах и перспективами их дальнейшего повышения в институте создан специальный скоростной испытательный полигон Белореченская - Майкоп на Северо-Кавказской железной дороге.

Первая выставка на кольце
На территории экспериментального кольца прошла первая международная специализированная выставка «Подвижной состав-71». 
Начало внедрения АСУ «Экспресс»
Под руководством Б.Е. Марчука разработана и впервые внедрена АСУ «Экспресс» - автоматизированная система управления резервированием мест и билетно-кассовыми операциями, предназначенная для бронирования мест в поездах дальнего следования.
Система управления работой сортировочной станции
Введена в постоянную эксплуатацию автоматизированная система управления работой сортировочной станции, созданная под руководством В. А. Буянова.
ЭР200

Первый опытный рейс с пассажирами экспресса ЭР200, развивающего максимальную скорость 220 км/ч, разработанного и испытанного при участии специалистов ВНИИЖТ

Санкт-Петербург – Москва

Разработка технических решений в рамках комплексной реконструкции существующей линии Санкт-Петербург – Москва с целью организации на ней регулярного движения пассажирских поездов со скоростью 200 км/ч.

Испытания тепловоза ТЭП80. Мировой рекорд
Испытания восьмиосного пассажирского тепловоза ТЭП80 мощностью 6000 л. с. (23 октября 1993 г. на этом локомотиве установлен мировой рекорд скорости для тепловозов — 271 км/ч)
ВНИИЖТ становится членом IHHA

ВНИИЖТ становится членом Международной ассоциации тяжеловесного движения (IHHA)

ВНИИЖТ становится членом UIC
ВНИИЖТ стал членом Международного союза железных дорог (МСЖД/UIC)
Конференция IHHA в Москве

Конференция IHHA в Москве – признание заслуг ВНИИЖТа в области тяжеловесного движения

Золотая медаль Н.А. Буше
Н. А. Буше награжден Международным советом по трибологии Золотой медалью в области трибологии. Николаем Александровичем разработаны научные принципы антифрикционности, сформулированы принципы создания антифрикционных сплавов и технологических процессов соединения слоев металлов для получения биметаллов, определены закономерности процесса приработки. Он стал основоположником теории совместимости трибосистем, главой школы транспортного металловедения, связанной с применением цветных металлов.
Проектный офис «Сапсан»

ВНИИЖТ вошел в созданный проектный офис по разработке высокоскоростного электропоезда «Сапсан»

Испытания высокоскоростного электропоезда «Сапсан» (Velaro Rus - ЭВС1 и ЭВС2)

Высокоскоростные электропоезда ЭВС1 и ЭВС2 с конструкционной скоростью 250 км/ч модели Velaro Rus предназначены для перевозки пассажиров на высокоскоростных электрифицированных линиях колеи 1520 мм постоянного тока напряжением 3000 В и переменного тока напряжением 25 кВ частотой 50 Гц, оборудованных высокими пассажирскими платформами. Электропоезд создан по заказу ОАО РЖД компанией Siemens AG и изготовлен в Германии на заводе Крефельд.

При разработке конструкции электропоезда и его систем специалисты компании Siemens в содружестве с российскими специалистами серьезно переработали базовую модель Velaro, предназначенную для европейского рынка. Прежде всего, следует отметить, что была полностью переработана экипажная часть для возможности эксплуатации на дорогах колеи 1520 мм, разработаны новые алюминиевые кузова шириной 3265 мм под габарит Т и высоту платформ 1300 мм, обеспечена работа оборудования электропоезда и микроклимат внутренних помещений в зимних условиях при температурах наружного воздуха до −45°С. Изменена эргономика кабины машиниста, установлены российские системы обеспечения безопасности движения и интегрированы в систему управления поезда. Для «русификации» конструкции внесены изменения практически во все системы электропоезда.

Первый опытный электропоезд ЭВС2-01 был изготовлен в 2008 году в составе 10 вагонов. Наладка оборудования и предварительные испытания проводились в 2009 году специалистами разработчика, опытные поездки осуществлялись на Октябрьской дороге и на Экспериментальном кольце ВНИИЖТ в Щербинке. Приемочные и сертификационные испытания проведены испытательными центрами ВНИИЖТ, ВНИИЖГ и ВЭлНИИ в 2009 году. В процессе испытаний достигнута максимальная скорость движения 291 км/ч.

Членство в ERRAC
ВНИИЖТ становится членом Европейского консультативного совета по железнодорожным исследованиям (ERRAC)
АПК ЭЛЬБРУС - премия МСЖД
Учёные ВНИИЖТа удостоены Глобальной премии Международного союза железных дорог в области железнодорожных исследований и инноваций за проект АПК ЭЛЬБРУС (система имитационного моделирования перевозочного процесса).
Испытания электропоезда «Ласточка» (Desiro RUS - ЭС1/ЭС2Г)

Электропоезд «Ласточка» (Электропоезд Сименс, 1-й / 2-й тип) — семейство пассажирских электропоездов, созданное на основе платформы Siemens Desiro для ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»). Электропоезда ЭС1 — двухсистемные (постоянного тока 3 кВ и переменного тока 25 кВ), ЭС2Г и ЭС2ГП — постоянного тока 3 кВ («Г» — «городской», «П» — «премиум»).

Выпущено более сотни составов «Ласточка» всех разновидностей. Большинство из них находится в пассажирской эксплуатации, значительная часть поездов используется как межрегиональные или пригородные экспрессы или городские поезда (ЭС2Г), часть составов эксплуатируется как пригородные. Также электропоезд был использован для перевозки участников и гостей XXII зимние Олимпийских игр 2014 года в г. Сочи.

Экспертно-техническую поддержка ВСМ

Институт начал оказывать экспертно-техническую поддержку при разработке и проектировании высокоскоростного подвижного состава для скоростей выше 300 км/ч.

Испытания инновационных вагонов с осевой нагрузкой 27 тс

АО «ВНИИЖТ» в сотрудничестве с ОАО «РЖД», НПК «ОВК», АО «ВНИКТИ», МГУПС (МИИТ), НИИ МОСТОВ, ИЦ ЦИМК, Ассоциацией испытательных центров железнодорожной техники была подготовлена комплексная программа исследований.

Целью проводимых испытаний являлась комплексная экономическая оценка ввода в эксплуатацию грузовых поездов, сформированных из вагонов с осевой нагрузкой 27 тс, с учетом изменения затрат на путевую инфраструктуру, тяговое обеспечение, обслуживание вагонов и организацию движения поездов.

Основной объем исследований был направлен на изучение влияния обращения вагонов с осевой нагрузкой 27 тс на объекты путевой тинфраструктуры — верхнее строение пути, земляное полотно, искусственные сооружения.

Испытания проводились на участках Качканар — Смычка Свердловской железной дороги.

Столетие
Институт отметил свое 100-летие деятельности на благо развития железнодорожной отрасли страны
Юбилей выставки
В 2021 году отмечается 50-летие международной железнодорожной выставки, которая впервые
состоялась на ЭК ВНИИЖТ в 1971 году и стала знаковым международным событием для
транспортной отрасли в Евразии.