• Admin

Репортажи из будущего. Куда ведут железные дороги

Александр Косарев, первый заместитель Генерального директора АО «ВНИИЖТ» принял участие в научно-популярной передаче телеканала «Культура» в качестве приглашённого эксперта.


В начале ХХ века журнал «Наука и жизнь» опубликовал материал о будущем железных дорог. Его автор смело предсказывал завершение эры паровой тяги, переход к электричеству и высокоскоростным перевозкам . Тогда эти фантазии были восприняты скептично, но прошло 120 лет, и оказалось, что практически все они успели стать реальностью. Создатели «Репортажей из будущего» решили повторить этот любопытный эксперимент и собрали команду специалистов – экспертов в железнодорожной области.


Какими же, по их мнению, могут стать в будущем поезда и вокзалы?


Во-первых, железнодорожный транспорт будет становиться всё более и более скоростным. «Трение и воздух являются основными проблемами, несмотря на обтекаемую форму современных поездов, - пояснил Александр Косарев, - но уже сейчас есть разработки, которые позволят сделать поезда такими же быстрыми, как самолёты».


В качестве примера были названы поезд на магнитной подушке, который вообще не касается земли во время движения за счёт силы магнитов, а следовательно, не теряет скорость от трения колёс, а так же HyperLoop - вакуумный трубопровод, по которому эти самые магнитные поезда будут передвигаться. Последнюю идею пытался реализовать известный бизнесмен Илон Маск.


Во-вторых, на железной дороге в полной мере воцарится власть искусственного интеллекта. АО "ВНИИЖТ" постоянно работает над подобными проектами, и не за горами полная автоматизация контроля перевозок, продажи билетов, взаимодействия с пассажирами. Кроме того, сами вагоны пассажирских поездов будут становиться всё более и более технологичными.


Что же касается вокзалов, специалисты считают, что будет происходить процесс синергии всех видов транспорта, и место узкоспециализированных станций займут универсальные транспортные узлы, предназначенные одновременно для поездов, автомобилей и самолётов.


И это далеко не всё: развитие высокоскоростных грузовых перевозок, городского пассажирского железнодорожного транспорта, новые источники энергии на железной дороге, наконец, железнодорожное сообщение между материками и при этом минимизация временных затрат – всё это выглядит фантастически, но вероятно сможет стать реальностью.


Александр Косарев подметил, что, к сожалению, быстрому внедрению всех желаемых новшеств мешает целый ряд финансовых и технологических препятствий. Однако эксперт выражает надежду на преодоление этих трудностей. «Я считаю, что мы всё равно должны заниматься такими вещами. Всегда должны быть инновационные, даже безумные какие-то проекты, тогда какие-то из них непременно «выстрелят».


© 2020 Акционерное общество «Научно-Исследовательский Институт Железнодорожного Транспорта»