• Admin

Причины излома рельсов. Евгений Шур для РЖД ТВ

Евгений Авелевич Шур, доктор технических наук, профессор, ведущий сотрудник научного центра «Рельсы, сварка и транспортное материаловедение» (НЦ «РСТМ») АО «ВНИИЖТ» отвечает на вопросы корреспондента РЖД ТВ о рисках изломов рельсов и способах их обнаружения.

Проблема изломов рельсов стала ещё более острой в последние годы, и количество сломанных рельсов возрастает год от года. Связано это с возрастающими нагрузками на железной дороге, но причины конкретных изломов определить не всегда просто.


"Все сварные швы проходят ультразвуковую дефектоскопию. Но, например, исследование таким способом швов, полученных при помощи алюминотермитной сварки, не позволяет выявить дефекты в местах, выступающих за контур рельса, в переходах от шейки к головке и подошве, - объясняет Евгений Шур. - Поэтому очень важно совершенствовать технологию дефектоскопии".


В 2020м году 46% случаев поломок рельсов происходили в области сварных швов, 23% рядом с ней, остальные же к ним вовсе не относились. Дефект вне сварного шва может образоваться от контактной усталости, от мелкого шелушения, от того, что образуются продольные трещины, которые переходят в поперечные. Кроме того, около сварного шва есть зоны пониженной твёрдости, которые создают сварка и последующая локальная термическая обработка. Чтобы такого не происходило, эти технологии тоже нуждаются в дальнейшей работе над ними.


Что же касается факторов, усиливающих вероятность излома, то, в первую очередь, это пониженные температуры. От морозов она возрастает примерно в 13 раз. По этой причине такие дороги, как Забайкальская и Восточно-Сибирская, находятся в гораздо более сложных условиях, чем, например, Приволжская. Второй фактор - это возраст рельсов, который определяется величиной пропущенного через них тоннажа. Далее следуют грузонапряжённость и радиус кривой. Вероятность излома рельсов, лежащих на кривой, в 2,5 раза больше, чем на прямых участках.

Просмотров: 65Комментариев: 0

Недавние посты

Смотреть все

© 2021 Акционерное общество «Научно-Исследовательский Институт Железнодорожного Транспорта»