• Admin

История одного снимка – октябрь 1933 года, Экспериментальное кольцо ВНИИЖТ


Эта фотография была сделана почти 90 лет назад, в октябре 1933 года. На ней запечатлены первые испытатели, работавшие на только что запущенном Экспериментальном кольце ВНИИЖТа, вместе с объектом испытаний - паровозом "Декапод".


В 1932 году на станции Щербинка (Бутово) Московской железной дороги началось строительство на тот момент единственного в мире испытательного железнодорожного полигона. Проектированием и строительством кольца руководил профессор Николай Иович Белоконь, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук. Подобные испытательные площадки в других странах были построены значительно позже, так что российское Экспериментальное кольцо стало крупнейшим техническим достижением для мирового железнодорожного транспорта.


Тогда, в начале 30-х, был построен замкнутый кольцевой путь протяжённостью 6 км и радиусом 950 м. К сегодняшнему дню кольцо имеет три линии путей, вторая и третья содержат кривые разных радиусов, а также прямые вставки. Изначально на кольце испытывались паровозы - ЭМО710-53 и т.д. В числе первых испытателей были О.Н. Исаакян, один из основателей отечественной школы локомотивов, Т.Н. Хохлов, В.Ф. Егорченко, Е.Г. Луценко и другие ученые. В 1935 году кольцо было электрифицировано. Сегодня это всё ещё крупнейший испытательный центр практически всех технических средств железных дорог и в первую очередь подвижного состава. Экспериментальное кольцо имеет специализированную лабораторную базу с современным стендовым оборудованием, позволяющим осуществлять комплексные натурные испытания отдельных агрегатов и узлов транспортной техники. Полигон ВНИИЖТа стал традиционным местом проведения международных выставок достижений железнодорожной техники, а в январе 2002 г. там был организован Демонстрационно-обучающий выставочный центр наукоемких технологий МПС.


Что же касается "Декапода", то так называли грузовые паровозы типа 1-5-0 серии Е (с 1 бегунковой парой колес и 5-ю движущими). Слово "Декапод" (Decapod) в переводе означает "Десятиног", их строили на заводах США по чертежам русских инженеров, затем поставляли в Россию. С 1934 года аналогичные паровозы стали производить и в СССР, но название Декапод закрепилось всё же за образцами американской сборки.






© 2020 Акционерное общество «Научно-Исследовательский Институт Железнодорожного Транспорта»