• Admin

История одного снимка – испытания первого отечественного электровоза переменного тока во ВНИИЖТе.

Пост обновлен 25 нояб. 2020 г.




На этом снимке представлен первый электровоз переменного тока, произведённый в самом СССР – ОР22, испытания которого проводились на Экспериментальном кольце ВНИИЖТа с 1939 по 1940 год под руководством профессора В.А. Забродина.


Ещё в 1920 году специалисты задумались о том, что для рационального решения проблемы увеличения провозной способности линей с учётом повышения веса поездов и скорости их движения недостаточно электрической тяги на постоянном токе напряжением 3 кВ. Подходящий вариант искали долго. Было предложено около 200 вариантов электрификации как на постоянном, так и переменном токе разных величин, но не хватало опыта подобных испытаний. Поэтому было принято решение о сооружении опытного участка, электрифицированного на переменном токе (50 Гц) напряжением 20 кВ, а также потребовалось создать электровоз, который позволил бы нужные испытания провести.


Уникальное на тот момент Экспериментальное кольцо ВНИИЖта было электрифицировано в 1935 году, а за год до этого появилась и разработка подходящего электровоза переменного тока. Его построили на московском заводе «Динамо» под руководством тогда молодого инженера, а после доктора технических наук Б.Н. Тихменева в 1938м, и на следующий год, наконец, приступили к испытаниям.


Особенностью ОР22 было наличие двух рабочих скоростей, которым соответствовало напряжение в 750 В и 1500 В. При разгоне оно включалось не скачкообразно, как на локомотивах постоянного тока, а плавно увеличивалось за счет регулирования момента зажигания ртутного выпрямителя (игнитрона). Это было совершенно новаторское решение для российских железных дорог.


Судьба первой экспериментальной машины оказалась тесно связана с военным временем. Когда началась война, её разобрали, игнитрон сняли и переставили на подстанцию постоянного тока для нужд армии. На этом существование первого опытного локомотива ОР22 было завершено, и снова к подобной модели регулирования мощности ТЭД вернулись только через 40 лет, когда появился электровоз ВЛ80р. На остальных электровозах переключение позиций осуществлялось контакторами.

© 2020 Акционерное общество «Научно-Исследовательский Институт Железнодорожного Транспорта»