• Admin

А.И. БОРЦ: Международное сотрудничество в области производства рельсов

Алексей Борц, кандидат технических наук, заместитель директора НЦ «Рельсы, сварка и транспортное материаловедение» АО «ВНИИЖТ», рассказал в программе РЖД ТВ «Тема дня» о том, с какими странами и как взаимодействует РЖД в сфере рельсового производства и какую роль в этом играет ВНИИЖТ.


Ещё совсем недавно технические достижения ведущих стран-производителей рельсовой продукции (США, Япония, Австрия, Канада, Франция) считались непревзойдёнными по качеству и характеристикам. В 1990-х годах Россия закупала эти рельсы, и на железной дороге использовались они. Что же касается ВНИИЖТа, то в нём проводились испытания зарубежных образцов.


К 2014-2015 годам ситуация переменилась. Вчерашних лидеров стали теснить азиатские производители, такие как Китай и Индия. Но главное - появились предприятия, способные производить рельсы сопоставимого качества с зарубежными на территории Российской Федерации и в странах Таможенного союза ЕАЭС.


В частности, отличных показателей достиг открывшийся в 2016 году Актюбинский рельсобалочный завод – уникальное предприятие по производству дифференцированно термо-упрочненных рельс высокого качества и среднего фасонного проката в Казахстане. На нём используются современные технологии как производства, так и контроля качества итоговой продукции, и это даёт впечатляющие результаты. Так, в настоящее время АО «ВНИИЖТ» проводит испытания рельсов ДТ350 на своём Экспериментальном кольце и подтверждает, что количество внешних и внутренних дефектов выявляется минимально.

РЖД закупило около 50 тысяч тонн рельсовой продукции казахстанского производства, причём этот выбор был сделан в условиях жёсткой конкуренции производителей рельсов, в том числе, отечественных.


Алексей Борц особо отметил, что все рельсы независимо от производителя подвергаются системе жёстких испытаний, в России не делается никаких исключений в стандартах проверки качества материалов, количестве и детальности лабораторных, стендовых и полигонных испытаний любой подобной продукции.

В АО «ВНИИЖТ» часто поступают образцы рельс отечественного производства для проверок на соответствие европейским стандартам, что говорит о том, что российская рельсовая продукция в свою очередь востребована за рубежом. При этом на самом деле российские требования жёстче, чем европейские. Связано это с тем, что в нашей стране условия эксплуатации рельс самые сложные и железная дорога работает в условиях совмещённого движения (то есть, есть и тяжеловесные грузовые, и скоростные потоки движения и так далее).