СМИ о нас. Восхождение на Эльбрус-М

В конце 2021 года на полигоне Южно-Уральской железной дороги введена в постоянную эксплуатацию новая разработка научного центра ЦМПЭ АО «ВНИИЖТ» — цифровая прогнозная макромодель движения поездопотоков на сети железных дорог «ЭЛЬБРУС-М».

Модель предназначена для оценки параметров продвижения поездопотоков, выявления высокозагруженных участков, расчёта прогнозных параметров поездопотока и влияния на него инфраструктурных и технологических изменений.

Внедрение макромодели на всей сети планируется в ближайшем будущем.

Заместитель генерального директора АО «ВНИИЖТ» Михаил Мехедов рассказал «Гудку», что макромодель «ЭЛЬБРУС-М» была разработана по заданию Департамента управления бизнес-блоком «Железнодорожные перевозки и инфраструктура» ОАО «РЖД» на основе имитационной модели аппаратно-программного комплекса (АПК) «ЭЛЬБРУС», с помощью которого с 2020 года строятся ежедневные актуальные энергооптимальные графики движения поездов (ГДП) на всей сети ОАО «РЖД».

Как рассказал заместитель директора — главный конструктор НЦ «ЦМПЭ» Валерий Кирякин, «ЭЛЬБРУС-М» определяет текущие параметры продвижения поездопотока, формирует прогноз с учётом различных условий пропуска и структуры поездопотока путём построения графиков движения поездов на основе анализа автоматически поступающих из АПК «ЭЛЬБРУС» нормативных, прогнозных и исполненных графиков движения поездов, данных об «окнах» и ограничениях скорости. Фактически макромодель является цифровым двойником участка дороги, в которой учитываются все вносимые изменения, что позволяет оценить их влияние на скорость поездопотока, — говорит Валерий Кирякин.

Подсистема позволит сохранять минимальные удельные расходы электроэнергии на тягу поездов. Она автоматически учитывает параметры каждого поезда (вес поезда, мощность локомотива), профиль пути, а также требования по безопасности и передаёт их поездному диспетчеру. Расписание, построенное с учётом таких времён хода, обеспечивает минимальные удельные расходы электроэнергии на тягу поездов. Её использование позволит уйти от ручного труда по вводу новых перегонных времён хода в АПК «ЭЛЬБРУС» при изменении заданий по скорости движения. Кроме того, подсистема расчёта энергооптимальных перегонных времён хода и энергоёмкости ГДП обеспечит снижение энергоёмкости суточного ГДП и позволит использовать показатель энергоёмкости графика при рассмотрении вариантов графиков на следующие сутки.

Справочно:

  • Основная доля расходов на топливно-энергетические ресурсы ОАО «РЖД» приходится на тягу поездов. По данным компании, в 2020 году удельный расход электроэнергии на тягу поездов составил 106,2 кВт·ч/10 тыс. ткм брутто.
  • Для снижения затрат на тягу поездов АО «ВНИИЖТ» и был разработан АПК «ЭЛЬБРУС» — цифровой комплекс для автоматизированного построения суточных прогнозных энергосберегающих графиков движения поездов с учётом актуальных условий пропуска — ремонтных «окон», ограничений скорости, занятости станционных путей и текущих объёмов движения.
  • Внедрение комплекса началось с отдельных участков Южно-Уральской и Западно-Сибирской дорог.
  • Уже в 2012 году экономия электроэнергии по результатам её применения составила 62 ГВт·ч.
  • К 2016 году протяжённость полигонов внедрения «ЭЛЬБРУСА» увеличилась до 23 тыс. км, а экономия электроэнергии составила 737 ГВт·ч.
  • В 2017 году протяжённость полигона внедрения комплекса выросла до 35 тыс. км, а экономия составила 812,7 млн кВт·ч.
  • К концу 2019 года общая протяжённость покрытия АПК «ЭЛЬБРУС» достигла 41,5 тыс. км, а экономия электроэнергии составила более 925,4 ГВт·ч.
  • В 2020 году «ЭЛЬБРУС» был внедрён на всей сети железных дорог ОАО «РЖД». Это позволило перейти на единую технологию организации движения грузовых поездов по энергосберегающим расписаниям. По расчётам разработчиков комплекса, экономия электроэнергии от применения энергосберегающих графиков движения составляет от 22 ГВт·ч на 1 тыс. км пути в год.
  • Из 85,6 тыс. км сети железных дорог общего пользования РЖД электрифицированы 43,8 тыс. км. Умножение протяжённости электрифицированной части инфраструктуры на показатель экономии даёт 963,6 ГВт·ч ежегодно.

Подробнее о цифровой прогнозной макромодели движения поездопотоков на сети железных дорог «ЭЛЬБРУС-М» читайте в материале газеты «Гудок» — 4 полоса

ссылка